Автор: Георгий Курган.
Иногда сотрудников студии Raven Software становится даже жалко. Как и их ближайшие соратники из id Software, в 90-х эти люди задавали моду в шутерах, но с тех пор безнадежно отстали во времени и уже много лет не могут выдумать в своем любимом жанре ничего хоть сколько-нибудь оригинального.
Singularity выступает в той же весовой категории, что и Wolfenstein год назад. Эта игра похожа на ярмарочного фокусника: появляется в разгар лета, стремительно показывает одуревшей от жары публике пару шумных, но не очень-то изобретательных трюков, после чего спешно раскланивается и проворно убегает обратно за кулисы — ровно за секунду до того, как зрители начинают зевать. И насколько бы заманчиво ни звучала формулировка «шутер про тайные советские эксперименты, мутантов и путешествия во времени» — получившийся в итоге продукт оказывается компиляцией, пускай и довольно талантливой, наработок из BioShock и Half-Life 2. Вопрос только в том, насколько это критично именно для вас.
Заветам Ленина верны
Первые десять минут у разработчиков еще получается маскироваться: они пускают пыль в глаза, демонстрируя гигантскую каменную руку с серпом, торчащую посреди океана, кружат голову агитплакатами с кириллицей и гордо показывают пятиметровую голову Сталина в фойе КПП исследовательского комплекса «Каторга-12». Затем начинаются подозрительные вещи: игрок находит катушечный магнитофон с записанной на нем речью какого-то научного сотрудника, а также видеопроектор с агитационным мультфильмом про холодную войну и отважный труд коммунистических ученых. Визуальный стиль последнего ни капли не похож на продукт советской школы анимации, зато подозрительно напоминает рекламу плазмидов из BioShock.
Неловко свернув за угол, главный герой (американский спецназовец с неповторимым именем Натаниэль Ренко) неожиданно попадает в 1955 год, в день, когда на базе произошла некая ужасная катастрофа. В порыве благородства Ренко вытаскивает из пожара какого-то типа с сатанинской бородкой, после чего стремительно возвращается назад в 2010-й и выясняет, что благодаря его поступку настоящее изменилось: гигантскую голову Сталина заменила статуя того самого подозрительного субъекта с бородкой («доктор Демичев» — подсказывает табличка), а остров, на котором находится «Каторга-12», наводнили отвратительные твари, большинство из которых — мутировавшие бывшие сотрудники комплекса.
Если к этому моменту сходство с игрой 2K Games еще не начало бросаться вам в глаза — разработчики быстро исправят этот недостаток: покойные жители комплекса и прилегающей деревни оставляют в произвольных местах жалостливые записки, кто-то неизвестный малюет на стенах зловещие надписи, а апгрейдить оружие и спецспособности героя предлагается на специальных станциях. Ну а когда Ренко в руки попадает мобильный временной преобразователь, выясняется, что у Singularity и BioShock есть еще одна общая черта — механика перестрелок. Номинально зловещая перчатка на нашей левой руке — это мощный прибор, способный перемещать объекты во времени. В реальной жизни он становится альтернативой плазмидам, однако Raven не позволяют игроку выбирать тактику боя, и пройти игру, пользуясь одним лишь МВП, нельзя.
Зато с помощью этого волшебного устройства можно сделать любую перестрелку если не проще, то как минимум веселее: набор возможностей, которые дает МВП, радикально отличается от того, что мы привыкли видеть в шутерах. Вместо ожидаемого рапида в Singularity предлагается старить врагов до смерти (по сути — просто возможность прихлопнуть любого рядового противника одним ударом либо замедлить/ослабить его), устанавливать специальный купол, внутри которого течение времени замедляется в несколько раз, а также разрушать избранные объекты легким движением пальцев.
Даздраперма
Смотрится все это… скажем так, по-разному. С одной стороны, все очень круто: можно «заморозить» противников в куполе, выпустить в их сторону очередь и с чувством мрачного торжества наблюдать, как пули ползут к вражеским черепам сквозь воздух, сделавшийся вдруг вязким, словно кисель. Можно за секунду лишить противников спасительных укрытий. Можно ловить ракеты и гранаты и «старить» бочки с зажигательной смесью, превращая их из опасного оружия в бесполезную груду металла. А чтобы у недоброжелателей совсем уж не осталось шансов, в игре есть винтовка и гранатомет с управляемыми патронами. При этом от метких выстрелов вражеские головы разлетаются в труху — это чтобы вы не забывали, что эту игру сделали авторы Soldier of Fortune.
С другой стороны, от игры совершенно не чувствуешь отдачи. Оружие звучит на редкость неубедительно — пистолет чахло кашляет, словно неисправный гвоздомет, винтовка что-то невнятно бубнит себе под ствол. Окружение практически неинтерактивно — эй, Raven, на дворе 2010 год! Мощный заряд киберперчатки Ренко разрывает врагов на кровавые клочки и костяные осколки, но при этом поросший мхом телефон на столе даже не шелохнется, не ждите. А количество объектов, которые можно перемещать во времени, совершенно не впечатляет — в лучшем случае взаимодействовать можно с каждым пятидесятым ящиком и с каждой сотой лестницей. Проще говоря — только по сценарию и очень редко.
Все эти искусственные ограничения никак не дают почувствовать себя супергероем, хотя все необходимые для этого данные у игры есть. Пусть сюжет Singularity в общем и целом ничем не выделяется: злые и добрые ученые, зловещие эксперименты, временные парадоксы, власть над миром и так далее, — зато набор аттракционов разработчики заготовили более чем внушительный. Действие несколько раз перемещается из 2010-го в 1955 год и обратно, ход истории неоднократно меняется. Нам противостоят мутанты, советские солдаты, а порой и те и другие разом. Есть, наконец, битва с гигантским *СПОЙЛЕР* и огромный корабль (простите, но об этом мы уже никак не можем умолчать), который восстанет из праха прямо на ваших глазах и точно так же рассыплется в пыль, пока вы будете прогуливаться внутри.
* * *
В Raven, безусловно, работают талантливые сценаристы и геймдизайнеры, но эти люди почему-то напрочь отказываются видеть дальше собственного носа. Им хватает ума, чтобы грамотно копировать и интерпретировать чужие идеи, но при этом они не понимают очевидных вещей — что интерактивный боевик должен быть как можно более интерактивным, что богатая физика в современных шутерах — не опция, а необходимость, а оружие мало просто придумать, его нужно убедительно реализовать. Поэтому, повторимся, нам бесконечно обидно, что мы не можем поставить выше жидких семи с половиной баллов игре, в которой есть «периодический стол из элементы» и кинохроника, завершающаяся словами «Слава КПСС!». Однако с таким подходом к реализации ни на что большее Raven рассчитывать не могут. Впрочем, быть может, это такой намеренный ход и разработчики сами хотят закрепиться в нише производителей «летних блокбастеров»? А что, тоже выход — надо же кому-то, в конце концов, развлекать людей в перерывах между Турцией и Гоа.
Формула игры: 50% BioShock + 30% Wolfenstein + 10% Half-Life 2
Оценка: 7,5
Источник: